Article icon
Отчет

Влияние длительной невесомости на вегетативную регуляцию кровообращения членов экипажа международной космической станции

* Автор, отвечающий за переписку

+7 (499) 193-62-44
[email protected]

Аннотация

В статье представлены результаты космического эксперимента «Пневмокард». В исследование были вовлечены все 25 российских членов экипажа МКС. В общей сложности было проведено 226 сессий, в том числе 130 на борту МКС, 50 до запуска и 46 по возвращении на Землю.

Целью работы было изучение влияния факторов космического полета на вегетативную регуляцию кровообращения, дыхания и сердечной сократимости при длительном космическом полете, а также подтверждение новых научных данных, проясняющих наши сегодняшние представления о механизмах адаптации.

Регистрировались следующие сигналы: электрокардиограмма, импедансная кардиограмма, сейсмическая кардиограмма, пневмотахограмма, фотоплетизмограмма пальца. Было использовано аппаратное и программное обеспечение.

С помощью анализа ВСР была исследована вегетативная регуляция кровообращения. Показано, что в начале космической миссии роль парасимпатической нервной системы в регуляции кровообращения увеличивается, как правило, с последующей мобилизацией дополнительных функциональных резервов. Это привело к разработке математической модели функциональных состояний, учитывающей установленные типы вегетативной регуляции.

Была продемонстрирована полезность донозологического подхода и методов вероятностной оценки риска развития патологии у членов экипажа, показана эффективность метода фазовой плоскости отслеживания траектории изменения функционального состояния организма. Представлены результаты оценки функционального состояния и риска патологии у космонавтов, а также средние значения категорий риска перед запуском, на орбите и в период после приземления.

Наши данные свидетельствуют, что сочетание анализа ВСР, донозологической диагностики и вероятностной оценки риска патологии может значительно улучшить программу медицинской помощи для космических миссий.

Выходные данные

Роман Баевский, Ирина Фунтова, Елена Лучитская, Анна Черникова. Влияние длительной невесомости на вегетативную регуляцию кровообращения членов экипажа международной космической станции; Cardiometry; №5 Ноябрь 2014; стр.35-49; doi:10.12710/cardiometry.2014.5.3549 Онлайн доступ: www.cardiometry.net/issues/no5-november-2014/long-term-microgravity

Ключевые слова

Адаптационные механизмы,  Автономная регуляция,  Кардиореспираторная система,  Функциональные резервы,  Вариабельность сердечного ритма,  Вероятностная оценка,  Категория риска,  Степень напряжения,  Ударный объем
Скачать PDF
Библиотека Кардиометрии
Основатели Кардиометрии
Видео о Кардиометрии
Наши партнеры

Report

The effects of long-term microgravity on autonomic regulation of blood circulation in crewmembers of the international space station

* Corresponding author

+7 (499) 193-62-44
anna.imbp@mail.ru

Abstract

The article presents the results of space experiment “Pneumocard”. The investigation involved all 25 Russian members of the ISS crew. The total of 226 sessions were made including 130 aboard the ISS, 50 prior to launch and 46 on return from mission.

The objective was to study effects of the spaceflight factors on autonomic regulation of blood circulation, respiration and cardiac contractility during long-duration mission. The purpose was to secure new research data that would clarify our present view of adaptation mechanisms.

Registered were the following signals: electrocardiogram, impedance cardiogram, seismic cardiogram, pneumotachogram, finger photoplethysmogram. A set of hard- and software was used.

Autonomic regulation of blood circulation by HRV analysis was investigated. It was shown that at the onset of a space mission parasympathetic involvement in regulation increases typically with subsequent mobilization of additional functional reserve. It guided the development of a functional states mathematical model incorporating the established types of autonomic regulation.

Our data evidence that the combination of HRV analysis, pre-nosology diagnosis and probabilistic estimate of the pathology risk can reinforce the medical care program in space missions.

Imprint

Roman М. Baevsky, Irina I. Funtova, Еlena S. Luchitskaya, Аnna G. Chernikova. The effects of long-term microgravity on autonomic regulation of blood circulation in crewmembers of the international space station; Cardiometry; No.5; November 2014; p.35-49; DOI:10.12710/cardiometry.2014.5.3549 Available from: www.cardiometry.net/no5-november-2014/long-term-microgravity

Keywords

Adaptation mechanisms,  Autonomic regulation,  Cardiorespiratory system,  Functional reserves,  Heart rate variability,  Probabilistic assessment,  Risk category,  Strain degree,  Stroke volume
Download PDF
Cardiometry's library
Founders of Cardiometry
Video about Cardiometry
Our partners